+7 (863) 270-17-71

Cвяжитесь с нами:

Аутизм и как с ним жить? Советы специалистов и опытных родителей

Аутизм и как с ним жить? Советы специалистов и опытных родителей

 Аутизм характеризуется дефицитом социального взаимодействия и затруднением взаимного контакта в общении. Этот нарушение психического развития, причины которого достоверно неизвестны. Аутизм заметен уже в младенческом возрасте, уточненный диагноз ставится до 3 лет. Ученые предполагают, что болезнь связана с дисфункцией головного мозга. Целью лечения аутизма у больных детей выступает поддержание социально-адаптивных навыков и развитие склонности к самообслуживанию.

Общая характеристика патологии

Подозрение на аутизм может возникнуть у районного врача поликлиники, невролога, который сообщает обеспокоенным родителям о предварительном диагнозе. Большинство мам и пап, находясь во взволнованном состоянии, не знает, куда обращаться дальше за подтверждением или опротестованием диагноза. Многие из них используют непроверенные практикой методики, обращаются к шарлатанам, которые обещают вылечить ребенка. Драгоценное время уходит. Чтобы не случались неприятности, родители должны знать, каким образом лечится заболевание, какие применяются методики, как им жить с особенным ребенком. Обширную консультацию по волнующим вопросам готовы оказать специалисты РЦ Взаимопомощь. Опытные врачи готовы заниматься разными пациентами: как детьми, так и взрослыми, оказывая им эффективную помощь и поддержку родителям.

При аутизме нарушается речь и движение человека, стандарты поведения и интересов, уровень социальной адаптации в обществе. Исследования о распространенности заболевания разные, что объясняется неоднозначными подходами к видам и классификации болезни. По обобщенным данным, симптомы наблюдаются у 0,1-0,6% детей без учета расстройств аутического спектра. С учетом – до 2%. Девочки менее подвержены заболеванию. За последние десятилетия аутизм приобрел широкое распространение, но доподлинно не известно, с чем связан рост заболевания: с изменением критериев диагностики или увеличением числа случаев.

Интенсивность проявлений патологии различается: от полной недееспособности больного до наличия некоторых странностей в общении с человеком, педантичности, стремления к одиночеству, приверженности к стандартным вариантам поведения. При этом человек полностью адекватен, выполняет стандартные функции. Его движения суть замедленные, фокусировании на проблеме занимает длительное время, но в целом, он не вызывает ощущения неадекватности восприятия окружающего мира и его участников.

Лечение патологии сложное и длительное, своевременное обращение ко врачу поможет облегчить помощь специалиста и заботу родителей, ухаживающих за особенным ребенком. В лечении принимает участие не только психотерапевт, так как необходимо вовлечение в процесс большого числа специалистов: психологи, неврологи, дефектологи и логопеды. В РЦ Взаимопомощь готовы предоставить действенную помощь в лечении аутизма и облегчить состояние родителей, искренне переживающих за сына или дочь. При звонке в клинику операторы горячей линии подробно объяснят родителям все аспекты болезни, с готовностью ответят на возникающие у них вопросы.

Причины развития аутизма

Никто из врачей не сможет ответить достоверно на вопрос законного представителя о причине возникновения патологии. Но исследованиями установлено, что одной из причин недуга является нарушения развития определенных зон головного мозга. Стандартно, установлен наследственный механизм передачи заболевания, но учеными не определены гены, несущие в себе эту болезнь. У мамочек, которые произвели на свет детей, страдающих аутизмом, по статистике, наблюдались осложнения беременности, родоразрешений. В частности, выявлялись вирусные инфекции, кровотечения, токсемия, преждевременные роды. Осложнения не могут вызвать недуг, по предположению ученых, но повышают вероятность его возникновения у ребенка.

Наследственная теория предрасположенности к патологии

При сборе данных о больном аутизме, выясняется, что среди родственников были страдающие этим недугом. Наследственная предрасположенность выявляется у 6% больных. В 90-х годах ученые обнаружили ген, который, по их мнению, предрасполагает к развитию заболевания. Его наличие не обязательно приведет к патологии, так как необходимо воздействие нескольких из них. Суть открытия состояла в том, что ученые убедились в том, что аутизм имеет (в том числе) и наследственную природу. Объяснение причины недуга с точки зрения предрасположенности по кровному родству позволяет опровергнуть ранее существовавшую гипотезу о том, что странности в поведении малыша, связаны с негативным отношением к нему родителей, дефицита их внимания, ласки и заботы. Ранее, считалось, что дети, страдающие странностями в поведении, не желающие общаться со сверстниками, стремящиеся к уединению, страдающие склонностью к припадкам и громкому плачу – это результат плохого воспитания, жестких установок дома, либо насилия в семье. Родителям сложно гулять с таким ребенком, так как он ощущал напряжение и косые взгляды других. Теперь теория относительно родительского невнимания и жесткости опровергнута, и причины аутизма следует искать в другом.

Головной мозг

Статистка показывает, что у больных людей выявляют изменения лобных зон коры головного мозга, мозжечка и срединной височной доли. Задача мозжечка состоит в том, что обеспечить человеку двигательную активность, кроме того, отвечает за речь и внимание, мышление, эмоциональную составляющую. У больных детишек некоторые отделы мозжечка меньшей формы по сравнению со здоровыми сверстниками. Существует предположение, что этим можно объяснить проблемы при переключении внимания с одного предмета на другой, отрешенность, отсутствие концентрации, невнимательность.

Срединные височные доли, гипокамп и миндалиевое тело оказывают влияние на память, способность к обучению, эмоциональными баланс, включая и проявления чувства удовольствия от приятных вещей. Исследования, которые были произведены на животных, показали, что при повреждении перечисленных структур головного мозга, наблюдаются схожими с аутизмом проявления. Это снижение потребности в контакте с другой особью, ухудшение адаптационных навыков, трудности в распознавании источника опасности, желание укрыться, обособиться. Такое поведение не свойственно животным, опыты делались на тех, которые по природе всегда находятся в коллективе и не склонны обособляться.

Функциональные нарушения головного мозга

ЭЭГ показывает, что у 50% детей наблюдаются патологические изменения, связанные с недостаточным объемом памяти, мышления (избирательного, направленного на человека), некорректным использованием речи. Интенсивность изменений разная: выявлено, что у малышей с аутизмом высокофункционального характера нарушения на ЭЭГ, выражены в меньшей степени по сравнению с теми, которые страдают низкофунциональной разновидностью рассматриваемого недуга.

Симптомы аутизма

Основными проявлениями стандартного аутистического расстройства выступает неспособность ребенка к социальному взаимодействию, проблемы при построении контакта с окружающими людьми, стереотипность мышления и внимания.

Классификация заболевания пересматривается со временем, так как вносятся новые формы. Детский аутизм получил названием синдром Каннера. Это ученый, который сумел открыть болезнь и описал комплекс симптомов, присущих данной патологии. Признаки синдрома Каннера – это триада:

  • эмоциональная отрешенность;

  • помехи в социализации человека;

  • стереотипная двигательная активность.

Перечисленные выше признаки наблюдаются в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые подозрения о наличии патологии могут возникнуть у родителей малыша, который не реагирует на собственное имя, долго не разговаривает, когда получает навык речи, иногда не идентифицирует себя.

Нарушение в цепочке социальных взаимодействий – выраженный признак патологии, которая отличается от других проявлений, связанных с нарушением развития. Дети не ощущают настроения окружающих, не распознают вербальные сигналы, не имитируют поведение людей, не принимают участие в играх, не проявляют интереса к новым людям. Обособленность ребенка, страдающего аутизмом, связана не с его стремлением к одиночеству, а невозможностью построить нормальные отношения с окружающими людьми.

Дети с аутизмом обладают необычной жестикуляцией, они не способны использовать стандартные жесты. При наблюдении за ребенком можно увидеть стереотипии, которые выражаются в постоянном раскачивании туловища, головы или других участков тела. Больным необходимо, чтобы родители соблюдали четкий распорядок дня, а его личные вещи были расставлены в определенном порядке. Агрессия от ребенка может поступить, если родитель надевает на него носок не в той последовательности, в какой он привык это видеть. В отличие от здоровых детей, ребенок не проявляет желания исправить ситуацию и помощь маме переодеться.

Родителям следует знать, что ухаживать за больным сложно: необходимо приложить максимум усилий и терпения. При выявлении первых признаков, вызывающих подозрения на существующие проблемы, необходимо немедленно обращаться ко врачу. Специалист поставит верный диагноз и сможет провести терапию, направленную на улучшение состояния больного. Опасность его патологии представляет собой агрессия, которая выражается в нанесении увечий самому себе. Обычно эти состояния возникают, когда ребенок начинает нервничать из-за нарушений привычного уклада жизни, собственные желания он не может правильно донести до родных ему людей.

Дополнительные симптомы патологии

Среди людейс аутизмом могут наблюдаться припадки (до 5% больных), гиперреактивность, недостаточность внимания, неадекватная реакция на внешние раздражители. Это могут быть прикосновения, изменения освещения, резкие звуки. У многих детей, страдающих патологией, отмечаются нарушения пищевого поведения: отказ от пищи, предпочтение одного продукта над остальными. Больные испытывают трудности, связанные с засыпанием и ночные, ранние утренние пробуждения.

Часто ребенок, страдающий аутизмом, плохо кушает. И особенные ребятишки избирательные в еде. Это раздражает некоторых родителей, кого-то беспокоит, но ущерба ребенку не приносит. Волноваться необходимо тогда, когда происходит полный отказ от пищи или воды. В этих случаях ребенок принимает ее через зонд.

Решать проблемы с питанием необходимо аккуратно. Например, если ребенок плохо кушает, необходимо выделить для него любимый продукт, несколько блюд. Это поможет ему успокоиться и получать удовольствие от еды.

Исследователи до сих пор ломают голову над тем, почему именно люди с аутизмом столь строго относятся у употребляемой ими пище. Необходимо к ребенку найти подход для того чтобы сбалансировать его рацион, не причиняя ему неудобства и дискомфорта.

Советы для родителей по формированию рациона для особенного ребенка

Основное, что должен помнить родитель, это исключение из питания продуктов, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Иммунный ответ организма может быть разным. Иногда зуд кожи может указывать на аллергию, но малыш может об этом не сообщить никакими, доступными ему средствами. Для того чтобы ввести в рацион правильные продукты, наделенные витаминами и полезными веществами, необходимо проконсультироваться с врачом, как это лучше делать, исходя из состояния аутиста.

Еда для особенного малыша должна приносить удовольствие, но не становится камнем преткновения в взаимоотношениях между ним и его родителями. Тревога ребенка будет усиливаться, если родитель раздражен пониженным аппетитом ребенка, неприятием им пищи. Одной из причин, по которой он отказывается от конкретного блюда, может быть случай, когда после съеденного, у малыша разболелся живот.

Синдром Ретта

Некоторые ученые причисляют синдром Ретта к аутизму, так как обе патологии имеют схожую симптоматику. Отличительной особенностью болезни, описанной Реттом, выступает резкая утрата навыков, формирование нарушений двигательной активности, деформация костей. Указанные явления приводят человека к умственной отсталости. При этом в психоэмоциональной сфере наблюдаются патологические изменения, сходные с проявлениями аутизма.

Обычно изменения наблюдаются у малыша от 1 до полутора лет. До этого возрастного периода нервно-психическое развитие ребенка находится в варианте нормы. В некоторых случаях отмечаются задержки физической активности по сравнению со здоровыми сверстниками, признаки, характерные для мышечной гипотонии.

Интересно, что синдром Ретта наблюдается у девочек. Редко – у мальчиков. Это объясняется тем, что ген, который несет ответственность за развитие патологии, находится в Х хромосоме. Синдром Ретта приводит к гибели плода, если речь идет о мужском поле, девочки выживают благодаря двум Х хромосомам.

Лечение

Родителям необходимо запастись терпением для воспитания особенного ребенка. Необходимо понимать, что он не такой, как другие дети. С этим подходом необходимо работать. В некоторых случаях папе и маме понадобится помощь психолога, так как осознание патологии больно ударяет по психике. Ребенку необходим регулярный контакт с врачами: логопедом, психотерапевтом. В РЦ Взаимопомощь помогут подростку быстрее адаптироваться к окружающему миру.

Если родителям удалось вовремя распознать патологию и обратиться к опытному врачу, при постановке диагноза, лечение проходит несколько этапов:

  1. Формирование навыков, позволяющих контактировать с окружающими людьми без страха и тревог.

  2. Развитие речевого аппарата.

  3. Постоянное наблюдение за состоянием ребенка.

  4. Устранение деструктивного поведения, негативно окрашенных эмоций: страха, тревоги, агрессии в отношении самого себя.

  5. Обучение ролевым играм.

  6. Выработка навыков, ведущих к установлению эмоционального контакта между больным ребенком и его окружением.

Люди с аутизмом выдают индивидуальную реакцию на внешние стимулы. Для кого-то поощрением являются игры, другие предпочитают скушать любимое лакомство. Действия, связанные с поощрением, учат аутиста доверию, развивают навыки, ведущие к полноценному контакту. Постепенно навыки закрепляются: это позволяет овладеть определенным набором действий.

Врачи в работе с аутистом преследуют цель повышения уровня независимости, развитие и прогрессирование навыков самообслуживания, формирования, поддержания общения с другими людьми. Используются разные методы. Специалисты РЦ Взаимопомощь применяют поведенческую, игротерапию, трудотерапию, логопедическую терапию. Нередко коррекционная работа с взрослым происходит на фоне применения лекарств психотропного назначения, но каждый случай индивидуален.

Для больных выбирается различная программа обучения. Низкофункциональные аутисты (1 и 2 группа по Никольской) обучаются дома. Высокофункциональные аутисты (3 и 4 группа) посещают коррекционные школы.

Лечение патологии у детей имеет комплексный характер, то есть специалисты помогают адаптироваться ребенку к окружающей действительности, улучшить качество его жизни. В РЦ Взаимопомощь используется комплексные методы терапии, позволяющие воздействовать на механизмы течения патологии. Определенные рекомендации пациентам дают специалисты после проведения тщательной диагностики, составления общей картины заболевания.

В настоящее время специалистами предложены различные методики лечения детей с аутизмом. Многие из них заслуживают внимания, так как могут помочь детям. Помощь психолога в работе с особенными детьми трудно переоценить. Специалист помогает справиться с коммуникативными сложностями, учит распознавать настроение, эмоции других людей и свободно ощущать себя в социуме. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. В РЦ Взаимопомощь предусмотрены специальные курсы для родителей, которые помогут справиться с горем, научиться жить с проблемной ситуацией, а главное – сформируют навыки общения с детьми.

Обучение особенных детишек даже при условии отсутствия умственной отсталости особенное. Это объясняется тем, что дети с аутизмом не могут применить абстрактное мышление, у них возникают трудности, связанные с обобщением информации, логикой в мышлении. Поэтому занятия особенных детей должны происходить в специализированных учебных заведениях, где им будет уютно и комфортно.

Что делать родителям?

Аутизм считается неизлечимым заболеванием, но при эффективной помощи, оказанной специалистами РЦ Взаимопомощь, дети лучше адаптируются к сложившейся ситуации. Взрослые также приобретают навыки, склонность к общению. Успех лечения выражается в том, что в ряде случаев человек достигает такого прогресса, что диагноз со временем снимается

По течению патологии во взрослом возрасте недостаточно исследований. Но специалисты отмечают, что симптомы аутизма у взрослых выражены слабее, чем у детей. Но есть и сообщения об ухудшении коммуникаций, утрате навыков самообслуживания. Уход за больным человеком ложится на плечи родственников и близких. Учтивая тем современной жизни, семье бывает нелегко преодолеть проблему, а главное – принять ее.

Опытные родители, имеющие особенного ребенка, знают, как жить с этой проблемой. Важное значение в борьбе с ней приобретает их собственное психологическое состояние, коррекцией которого занимаются специалисты РЦ Взаимопомощь. Доктор расскажет, что главное – не отрицать проблему. Можно позволить себе негативные эмоции горя, тревоги и страха, но уметь их вовремя купировать и переработать. Ребенку нужна помощь: полезно завести дневник, в котором каждый день рассказывать про сына или дочь. Через несколько лет каждый из родителей, занимающийся малышом, подростком, увидит несомненный прогресс и его достижения на пути к нормальной жизни.

Не вызывает сомнения тот факт, что родители, живущие с аутизмом, должны привыкнуть к другой жизни. Но она тоже интересная, со своими взлетами и падениями. Болезнь поддается корректировке, ребенку необходимо участие и помощь. Не следует этого забывать.

Если родители получили неутешительный диагноз, паника и расстройство – плохие советчики. Они мешают собраться с мыслями о том, что необходимо сделать в первую очередь, какие предпринять действия. Борьба с заболеванием, по словам одной из мам, это не спринт, а марафон длиной в жизнь. Для того чтобы не было стыдно за родительское малодушие, испуг и трусость, необходимо адекватно распределить собственные возможности. И тогда человек сразу поймет, что ему необходимо решать в первую очередь, куда идти за помощью, какие методики опробовать. В РЦ Взаимопомощь подробно проконсультируют взволнованных родителей по поводу заболевания, поставят точный диагноз, начнут лечить ребенка. Во время коррекции поведения пациент клиники проходит тщательное обследование слуха, ЖКТ, почек, зрения. Больной человек не сможет сообщить о своей проблеме и о наличии дискомфорта. Поэтому важно чутко реагировать на любые изменения в его физическом состоянии.

Родители должны понимать, что борьба с аутизмом – коллективная работа. Иногда усилий мам и пап не хватает. Необходимо посильная помощь от родственников и друзей. Знакомые должны понимать, что поведение ребенка – не его блажь, проявление невоспитанности, непонимания, отсутствия желания общаться с тетей или дядей. Это болезнь, серьезная, прохождение всех ее этапов – сложная борьба за нормальную жизнь.

Необходимо рассказать родственникам о том, что аутизм – это диагноз. Это болезнь, которая досталась ребенку и его родителям. Но делать это необходимо после того, как папа и мама сами приняли диагноз, проработали горе внутри себя. Это сложный процесс, который сопровождается обидой на жизнь (почему именно мой ребенок), самокопанием, слезами, часто – упреками родителей друг друга в плохой генетике одной из сторон. И только после прохождения всех этапов – от отрицания проблемы до полного ее принятия, можно поговорить с родственниками на столь щепетильную тему. В противном случае, беседа может превратиться в настоящую пытку для мамы и папы, а также для их ближайшего окружения.

Аутизм – это заболевание, которое не терпит формального подхода! Необходимо полное включение в проблему малыша и его родителей. Специалисты РЦ Взаимопомощь имеют большой опыт в лечении детей, взрослых с данным диагнозом. Только чуткое отношение, внимательность, учтивость, высокая степень профессионализма заставит родителей регулярно наблюдаться у доктора, вместе с ним радоваться успехам малышей, развитию их коммуникативных навыков и готовности к самообслуживанию.

В РЦ Взаимопомощь работают лучшие специалисты по лечению аутизма! Обращение к ним поможет вам решить многие проблемы!