+7 (863) 270-17-71

Cвяжитесь с нами:

Рассчитайте стоимость лечения
Форма отправлена!
Гарантируем анонимность
Отзывы
Наши условия
Документы

Лечение аутизма у детей и взрослых

Лечение аутизма у детей и взрослых




Информация о таком заболевании психики, как аутизм, очень противоречива, поэтому люди, далекие от психиатрического направления в медицине, не понимают, в чем состоит отличие аутиста от психически нормального человека. Родители, которым психотерапевт после диагностики сказал, что у их ребенка выявлено развитие аутизма, воспринимают полученную информацию, как смертельный приговор. Чтобы развеять все мифы, «витающие» вокруг этой болезни, следует подробнее разобраться в ее признаках, причинах и методах, посредством которых проводится лечение аутизма.

Характерные особенности патологии психики

Аутизм – это явно выраженное расстройство психологического и психического развития, характеризующееся выраженным дефицитом сферы общения и эмоциональных проявлений. Перевод названия данной патологии психики, небезосновательно считающейся самым загадочным психическим заболеванием, на язык людей, далеких от медицины, звучит как «человек внутри себя». Также малышей с таким отклонением в народе нередко называют «дети дождя».

У ребятишек, имеющих в анамнезе этот недуг, зачастую в совершаемых действиях нет никакого социального смысла, они никогда не проявляют своих эмоций к окружающим как в речевом обращении, так и жестах, так сказать, игнорируют их. Психическое нарушение аутического характера обычно сопровождается рядом негативных явлений:

  • выраженной неприязнью к связям с социумом и значительным недостатком социальных взаимодействий;

  • возникновением при общении с другими людьми затруднений во взаимном контакте;

  • ограничением интересов и повторяющимися действиями.

Выявление аутизма обычно происходит до трехлетнего возраста, а первые проявления болезни могут проявляться в младенчестве. К сожалению, полное выздоровление детей-аутистов по большей части невозможно, однако лечение в хорошем медицинском учреждении психоневрологического направления, в число которых входит частная клиника Взаимопомощь, часто дает хорошие результаты. Работа с ребенком нашего опытного психотерапевта практически во всех клинических случаях приводит к длительной и стойкой ремиссии. У некоторых малышей, прошедших курс терапии в стационаре нашей клиники, с возрастом диагноз аутизма снимается полностью.

Статистические данные о распространенности этого психического нарушения существенно различаются, что имеет непосредственную связь с различными подходами к классификации и диагностике недуга. Сведения о количествах детей с аутическими поражениями психики, указанные в разных источниках, имеют значительные различия:

  • количество детей с этой болезнью психики, у которых не учитывались расстройства аутистического спектра, колеблется по разным статистическим данным от 0,1 до 0,6%;

  • численность малышей, имеющих признаки аутизма с учетом тех же самых расстройств, составляет по различным источникам 1,1-2%.

Также, исходя из статистических данных, мальчиков-аутистов в 4 раза больше, чем девочек. В последние четверть века диагноз аутизм стали ставить гораздо чаще, но у врачей пока нет однозначного ответа на вопрос о том, с чем связана такая негативная тенденция – с реальным ростом количества детей с этим недугом или с изменениями, внесенными в диагностические критерии. О том, что количество детей, имеющих в анамнезе данную патологию, возрастает с каждым годом, свидетельствуют данные мировой статистики:

  1. 10 лет назад на 1 000 малышей с нормальным психическим состоянием приходился 1 ребенок-аутист.

  2. 3 года назад детей с аутизмом стало уже 150 на 1 000.

  3. В последние годы один ребенок, имеющий в анамнезе аутистическое расстройство, приходится на 80 девочек или 50 мальчиков без отклонений.

Детский аутизм в современной психотерапии рассматривается как общее (первазивное, всепроникающее) расстройство развития. То есть данная патология психики ̶ это не совсем заболевание в общепринятом смысле слова. Скорее всего, развитие аутизма можно назвать возникновением в психическом развитии маленького человека тяжелого нарушения коммуникации с окружающим миром и восприятия. Ребенку, имеющему расстройство аутистического спектра, требуется особое внимание психологов, педагогов, психотерапевтов и в обязательном порядке родителей.

Восприятие «детьми дождя» окружающего мира

Информацию, касающуюся этой темы, ищут многие родители. Самые правильные ответы на подобные вопросы могут дать только квалифицированные психотерапевты, постоянно работающие с такими малышами. По утверждению специалистов такого уровня, составляющих штат психоневрологической клиники Взаимопомощь, дети с данной разновидностью психического отклонения воспринимают окружающий мир следующим образом:

  • не могут отличить неодушевленные предметы от одушевленных;

  • не способны соединить детали каких-либо действий в одну цепочку;

  • воспринимают человека как конструктор, т. е. видят «набор» частей тела вместо единого целого.

Все внешние воздействия, тактильный контакт, различные звуки, яркий свет, оказывают на малышей, которые имеют в анамнезе диагноз аутизма, раздражающее действие, из-за чего они отказываются контактировать даже со своими близкими и чаще всего замыкаются в себе.

Отличительные клинические признаки ребенка-аутиста

Вопрос о том, как понять, что у малыша аутизм, в каком возрасте впервые появляется негативная симптоматика, характерная для этого заболевания, и в чем она выражается, волнует многих родителей. Чаще всего диагноз этого недуга, носящего в медицинских кругах название ранний детский аутизм, ставят ребенку до трех лет. Все признаки загадочной болезни подразделяются на 3 основные группы. Однако, прежде, чем перечислять симптоматику детского аутизма, следует уточнить, что при внимательном наблюдении за малышами у многих из них можно заметить 1-3 тревожных признака. Но это ни в коей мере не свидетельствует о наличии в психическом состоянии ребенка аутических изменений, так как:

  • во-первых, они вполне могут иметь временный характер, и тогда специалисты не рассматривают их как симптоматику, сопровождающую развитие и прогрессирование аутизма;

  • во-вторых, часто бывают всего лишь специфической чертой личности малыша, совершенно не мешающей ему вырасти общительным человеком, ни чем не отличающимся от других людей.

Однако знать тревожную симптоматику загадочной болезни должен любой родитель, и для своего успокоения или своевременного выявления недуга при ее появлении обращаться к опытному специалисту за консультацией.

Социальные симптомы, присутствующие у «детей дождя»:

  • ребенок не выносит, когда к нему прикасаются;

  • малыш отдает предпочтение нахождению в одиночестве, а не в обществе сверстников или взрослых;

  • дети с аутистическими отклонениями выказывают на различные раздражители полностью непредсказуемые реакции;

  • ребенок не копирует действия взрослых, хотя уже в годовалом возрасте должен вести себя подобно «обезьянке»;

  • аутистам свойственно при общении смотреть не прямо в глаза собеседнику, а на жестикуляцию его рук или шевеление губ;

  • у детей с аутическими отклонениями есть тенденция выбирать в качестве игрушек необычные вещи, например, они могут играть с предметами мебели.

Коммуникативные признаки:

  • отсутствие реакции на просьбы;

  • наличие в речи не существующих слов;

  • крайне редкое появление на лице улыбки;

  • нет никакого интереса к коллективным играм;

  • наличие тенденции говорить о себе в третьем лице;

  • нежелание вступать в диалог и игнорирование собеседника;

  • задержка развития речи: малыш говорит неохотно и очень мало;

  • отсутствие интереса к миру, который его окружает: «возраст вопросов», превращающий детей 2,5-3 лет в чрезмерно любознательных «почемучек», у малышей-аутистов не наступает никогда.

Поведенческая симптоматика:

  • безостановочное повторение одних и тех же простых движений;

  • непереносимость присутствия в своем окружении посторонних людей;

  • крайняя избирательность в еде – малыши с таким отклонением психики кушают строго ограниченные продукты и категорически отказываются от новых блюд;

  • полная неспособность к адаптации или большие трудности в приспособлении к новым условиям жизни: ребенка-аутиста могут нервировать и пугать появление новой одежды, посуды на столе и предметов мебели в комнате.

Дети с этим психическим расстройством в большинстве случаев имеют приятную, даже можно сказать красивую, внешность и хорошее физическое развитие. То есть внешний вид такого ребенка никогда не натолкнет человека на мысль о наличии у него серьезной патологии психики. Степень выраженности личностных проявлений аутизма обычно имеет существенные различия – от незначительных странностей, появляющихся при общении с другими людьми, узости интересов, ограниченности и примитивизма речи до полной невозможности контактировать с социумом, сопровождающейся ярко выраженной умственной отсталостью.

Основные разновидности аутических расстройств

Симптомы аутизма у детей могут иметь различную степень выраженности, а также встречаются в разных сочетаниях. В зависимости от этого специалисты выделяют несколько формы аутического расстройства. В целом классификация заболеваний данного спектра имеет достаточно расплывчатый характер, т. к. границы между этими состояниями достаточно условны. По МКБ 10 существует несколько разновидности расстройства аутистического спектра:

  1. F84.0 – детский аутизм, также носящий название синдрома Каннера.

  2. F84.1 – атипичная форма аутизма.

  3. F84.2 – синдром Ретта.

  4. F84.3 – дезинтегративное расстройство детского возраста.

  5. F84.4 ̶ гиперактивное расстройство, сопровождающееся стереотипными движениями и умственной отсталостью.

  6. F84.5 – аутистическая психопатия или синдром Аспергера.

Чаще всего в клинической практике психотерапевтов встречаются такие виды аутических расстройств, как синдромы Ретта и Аспергера. Правильно проведенная классификация данногй патологии психики позволяет специалистам подобрать соответствующее клиническому случаю медикаментозное лечение аутизма и индивидуальный, подходящий конкретному ребенку-аутисту, протокол психологической реабилитации.

Расстройство психики Аспергера

Дети, имеющие в анамнезе данный синдромом, носят наиболее лёгкую степень аутизма. В связи с тем, что симптоматика данной разновидности расстройств аутического спектра хорошо поддается коррекции и купированию, у детей с таким диагнозом при правильных и регулярных методах комплексной терапии отмечается отличный прогноз на будущее. Патология такого типа не сопровождается выраженным отставанием в умственном развитии и задержкой речи. Главным образом у ребенка с расстройством Аспергера страдает социальная коммуникабельность. Также этот синдром характеризуется ярко выраженной неуклюжестью движений.

Все нарушения, присутствующие у малыша-«аспергера», сохраняются в неизменном виде до подросткового и взрослого возраста. Ребенок, имеющий в анамнезе данную разновидность психического расстройства, практически ничем не отличается от нормальных детей со здоровой психикой. Он просто немного другой. При наличии в анамнезе аутизма Аспергера человек способен вести нормальную жизнь:

  • хорошо учиться;

  • получить высшее образование;

  • устроиться на престижную работу и иметь благодарности от начальства;

  • создать семью.

Это все вполне реально при условии, что ребенку-«аспергеру» с момента выявления недуга были созданы для воспитания и полноценного развития все необходимые условия. К особенностям синдрома Аспергера относятся:

  • манерность или неловкие движения;

  • тенденция обсуждать не других, а себя;

  • проблемы с интонацией и громкостью речи;

  • разговоры, носящие односторонний характер;

  • внятность речи и нормальные речевые навыки;

  • отказ идти на любые компромиссы и эгоцентризм;

  • зацикленность на каком-то определенном занятии;

  • высокий или достаточный интеллектуальный уровень;

  • отсутствие понимания эмоциональных и социальных проблем;

  • неадекватные или ограниченные социальные взаимодействия;

  • одержимость какими-то конкретными, чаще всего необычными темами;

  • нарушенная координация движений: нехарактерные позы и неуклюжая походка.

Перечисленные симптомы нередко путают с другими проблемами поведения, гиперактивностью или синдромом дефицита внимания, в связи с чем эту разновидность расстройства психики длительное время не замечают. Выявляется она обычно только после того, как ребенок начинает посещать общественные места, детский сад или школу.






Синдром Ретта

Эта разновидность аутистического расстройства является очень тяжелой и имеет непосредственную связь с возникновением нарушений в Х-хромосоме. Развитию аутизма Ретта подвергаются дети обоих полов, однако доживают до рождения исключительно девочки, мальчики же гибнут еще в утробе. Встречается данная патология у одной из 10 000 родившихся малышек и характеризуется полноценным развитием младенца до года, а затем онтогенез резко затормаживается, и у ребеночка начинают проявляться признаки умственной отсталости:

  • отсутствие речи;

  • глубокий уход в себя;

  • ухудшение координации;

  • замедление роста головы;

  • полнейшая изоляция от окружающего мира;

  • неестественный смех, тут же сменяющийся диким визгом;

  • потеря приобретенных до года моторных, речевых и предметно-ролевых навыков;

  • утрата целенаправленных движений ручками и ножками: конечности двигаются заторможено и однообразно.

Нередко психическое расстройство Ретта диагностируют параллельно с ЗПР (задержкой психического развития) и эпилепсией. При постановке ребенку этого диагноза прогноз считается полностью неблагоприятным, т. е. лечение аутизма данной формы не дает положительной динамики, т. к. произошедшее в психической деятельности расстройство практически не поддается коррекции. Девочки, имеющие в анамнезе синдром Ретта, считаются необучаемыми, они даже не могут самостоятельно передвигаться. В этом случае только постоянная помощь опытного психотерапевта позволяет поддерживать у малышки состояние ремиссии.

Атипичный аутизм

Данный диагноз применим для малышей, находящихся в аутическом спектре, однако не полностью отвечающим меркам, соответствующим синдрому Аспергера или классическому аутизму. Атипичная форма недуга выявляется гораздо позже классической разновидности аутизма. Первые признаки болезни появляются обычно в подростковом или юношеском возрасте и чаще всего имеют более слабую выраженность. Однако это не является неоспоримым свидетельством того, что атипичная форма данной разновидности патологии психики всегда протекает легче обычной.

Часто эта неспецифическая болезнь имеет проявления, носящие по сравнению с классическим аутичным расстройством более тяжелый характер. «Атипичный» малыш-аутист может обладать как интеллектом высокого, так и очень низкого уровня. То же самое относится и к его социализации. Нередкими для детей с такой формой нарушения психики бывают и умственная отсталость, тяжелые речевые расстройства, неадекватность в восприятии реальности.

В случае с атипичным аутизмом непосредственной задачей родителей является своевременное выявление даже минимальных отклонений от нормы в развитии и поведении малыша. Это позволит предотвратить прогрессирование патологического процесса и предотвратит переход болезни в тяжелую форму, плохо откликающуюся на лечение.

Может ли развиться аутизм у взрослых? Особенности и признаки заболевания

Данное расстройство психики встречается у взрослых гораздо чаще, чем это можно предположить. Согласно статистическим данным, полученным в ходе проведенных исследований учеными Британии, от проявлений аутизма страдает каждый сотый взрослый человек. Психическая патология аутической формы проявляется у взрослых людей несколько иначе, чем у детей, однако при этом есть много общих признаков, особенно в сфере социальной дезадаптации.

Если аутизм впервые выявили не у ребенка, а у взрослого человека, вполне возможно, что заболевание психики присутствовало еще в детском возрасте, однако в силу латентности течения не было своевременно обнаружено. Чаще всего речь идет о легкой или же атипичной форме недуга, которую не заметили у ребенка, и она в подростковом возрасте начала активно развиваться на фоне гормональных изменений, стрессовых ситуаций или психологических переживаний. У взрослых людей эта патология психики чаще всего выявляется у мужчин (среди представителей сильного пола в 5 раз больше аутистов, чем среди женщин) и может иметь следующие формы в зависимости от степени сохранности способностей и интеллекта:

  1. Интеллектуальные способности превышают средний уровень. Таких людей чаще всего называют чрезмерно увлеченными, т. к. они за любимым занятием могут напрочь забыть о чувстве голода и сне. Однако именно такая зацикленность характерна для диагноза аутизм.

  2. Слабо выраженная патология психики. Такие люди производят при контакте впечатление чрезмерно нерешительных и стеснительных. Для них характерна полная несамостоятельность и замкнутость. Однако это не значит, что все люди, имеющие такой склад характера, являются аутистами. Поставить этот диагноз может только опытный психотерапевт.

  3. Наличие определенных возможностей к контактам, способностей к самообслуживанию и частично сохранного интеллекта. Для людей с этой стадией аутизма характерна крайне низкая ценность окружающих и чуждость общепринятых общественных рамок и норм.

  4. Частично способные к общению аутисты. Характеризуются ярко выраженной приверженностью к чему-то постоянному, например, прогулочному маршруту, продуктам питания, режиму дня, обстановке и т. д., склонностью к совершению однотипных движений и использованию при контакте с другими людьми не речи, а своих особых способов контактирования.

  5. Тяжелая форма. Интеллектуальные способности нарушены очень сильно. Человек не способен общаться с окружающими и не может обслуживать себя самостоятельно, за ним необходимо постоянно присматривать. При такой форме аутизма полноценное лечение бесполезно.

Каковы причины развития недуга?

Хотя точные причины, вызывающие возникновение расстройства аутического спектра до сих пор не известны, среди возможных предпосылок, способных спровоцировать данный недуг, специалисты выделяют:

  • ДЦП;

  • генные трансформации;

  • плохой семейный анамнез;

  • врожденную дисфункцию мозга;

  • ожирение будущей мамочки или появление у нее других нарушений метаболизма;

  • кислородное голодание плода во время беременности или в ходе родовой деятельности;

  • поражения ЦНС органического характера, связанные с аномальным развитием отделов мозга;

  • инфекционные заболевания, цитомегаловирус или краснуха, перенесенные женщиной во время беременности.

Лечение аутизма в психоневрологической клинике Взаимопомощь

Терапевтических методик, применяемых специалистами в борьбе с аутистическим синдромом, достаточно много, однако в каждом конкретном клиническом случае больному человеку требуется индивидуально подобранное лечение. Для правильного подбора терапевтического курса высококвалифицированные психотерапевты, работающие в стационаре нашей клиники, в первую очередь проводят полноценное диагностическое обследование, позволяющее подтвердить или опровергнуть страшный диагноз, подобрать наиболее подходящие в конкретном случае терапевтические методики и провести с их помощью полноценное лечение аутизма.

Для постановки диагноза в первую очередь проводится психологическая беседа с пациентом, наблюдение за ним и заполнение специальных опросников. В перечень применяемых для выявления заболевания специалистами нашей клиники диагностических опросников входят:

  1. ABC (поведенческий опросник).

  2. CARS (шкала рейтинга детского аутизма).

  3. ADI-R (опросник для постановки диагноза аутизм).

  4. CHAT (тест на аутическое расстройство у малышей).

  5. ADOS (шкала наблюдения, позволяющая выявить проявления аутизма).

Помимо применения в ходе диагностического исследования специальных опросников, в клинике Взаимопомощь проводится и инструментальная диагностика аутизма, включающая визуализирующие методики, МРТ и УЗИ, позволяющие выявить наличие в головном мозге органических изменений. Также выполняется электроэнцефалография, с помощью которой определяется судорожная активность.

Лечение аутизма может быть только комплексным и длительным. Осуществлять терапевтические мероприятия должны квалифицированные специалисты в области психиатрии, у которых есть большой опыт работы с пациентами, имеющими какие-либо отклонения психики: неврологи, психотерапевты, психологи, логопеды, дефектологи. Лечение аутизма в психоневрологической клинике Взаимопомощь проводится посредством совместного применения трех эффективных методик:

  1. Биомедицина. Такое лечение аутического расстройства основано на очищении организма ребенка-аутиста и окружающей его среды от всевозможных вредных веществ. Главным и основным «оружием» данной методики является здоровое питание с применением специальной диеты. Правильно подобранный пациенту с аутизмом набор необходимых минеральных веществ, пробиотиков, аминокислот, ферментов и витаминов, позволяет в достаточно короткие сроки привести к положительным сдвигам как в психическом состоянии, так и в физическом развитии.

  2. Медикаментозное лечение. Терапия посредством применения лекарственных препаратов направлена не на избавление человека от аутизма, а на купирование сопутствующих патологии признаков, например, агрессии, гиперактивности, судорожного синдрома и т. д., провоцирующих ухудшение социальной адаптации. В некоторых клинических случаях провести адекватное лечение аутизма без применения сильнодействующих психотропных препаратов бывает практически нереально, однако не следует опасаться, что медикаментозная терапия навредит больному. Специалисты клиники Взаимопомощь при назначении лекарственных средств обязательном порядке учитывают возможные побочные эффекты и все имеющиеся у пациента противопоказания.

  3. Поведенческая терапия, позволяющая скорректировать поведение аутиста и отклонения в его общении с социумом. Данная методика включает 2 составляющие ̶ ABA-терапию (прикладной анализ поведения) и ситуационные игры. Такое лечение заключается в разбивке любого сложного навыка на более мелкие составляющие, с которыми аутисты способны легко справляться. Смысл лечебной методики состоит в том, что психотерапевт с помощью ряда специальных упражнений первоначально учит больного ребенка простейшим навыкам, а затем начинает постепенно объединять их в более сложные блоки.

Не следует забывать, что лечение аутических расстройств как у детей, так и у взрослых, является длительным и очень сложным процессом, который в некоторых случаях может продолжаться всю жизнь. Для того, чтобы терапия этого заболевания давала положительные результаты, проводить ее следует в частной психотерапевтической клинике, имеющей высокий рейтинг, штат опытных специалистов высшей категории, регулярно повышающих свой профессиональный уровень, а также современное специализированное оборудование. Именно к таким медицинским учреждениям и относится частная клиника Взаимопомощь.

Лечение аутических расстройств у нас имеет следующие преимущества:

  • наличие лицензии на право заниматься психиатрической деятельностью;

  • полностью анонимная помощь по договору, в котором юридически закреплены все гарантии;

  • расположение психоневрологического стационара рядом с парковой зоной, что способствует хорошей релаксации пациентов с психическими отклонениями;

  • размещение пациентов в комфортабельных палатах и четырехразовое питание.

Если вашему близкому человеку необходимо качественное лечение какой-либо патологии психики, звоните нам по телефону, находящемуся на сайте. Мы можем гарантировать каждому своему пациенту отличный уход, вежливое и заботливое отношение персонала и использование в терапевтических целях самых последних достижений и разработок в области психиатрии.