+7 (863) 270-17-71

Cвяжитесь с нами:

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)

Синдром дефицита внимания (или СДВГ) диагностируется у детей дошкольного возраста. Но симптомы психического расстройства могут проявляться и раньше. Диагноз ставится при исследовании совокупности данных: способности ребенка к обучению, выполнению им социальных функций, анализа его поведения в школе и дома. Родители часто не замечают симптомов патологии по двум причинам: им нелегко смириться с болезнью ребенка, виновниками чрезмерно активного поведения, по их мнению, становится школа, социум, но не имеющиеся отклонения. По этой причине пациент попадает на прием к специалисту достаточно поздно, что снижает эффективность лечения. Необходимо не пропустить симптомы патологии, знать ее проявления.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Воспитание чрезмерно активных детишек – непростое занятие. При возникновении подозрения о том, что поведение ребенка не является вариантом нормы, необходима консультация опытного врача. В этой ситуации необходимо обратиться за помощью в клинику Взаимопомощь, специалисты которого накопили немалый опыт в борьбе с симптомами дефицита внимания.

По статистике, данный синдром наблюдается у 6% населения земного шара, но информация приблизительная по причине того, что не все родители обращаются к врачу. Печальный опыт походов в государственные поликлиники далеко не всегда дает положительные результаты. Патологии больше привержены мальчики, чем девочки. У последних при постановке диагноза выявляется менее выраженные симптомы: активность, крикливость. Девочки обладают возможностью более сильной концентрации на каком-либо предмете, в отличие от мальчишек.

Часто в классах начальной школы можно наблюдать картину, когда мальчик не может спокойно сидеть на уроках, постоянно что-то выкрикивает. Он встает посередине урока и залезает под парту: у него игра «в своих и врагов». Образ учителя в его фантазии предстает разбойником, который должен быть побежден. Замечания наставника оставляют его равнодушным, а окрики педагога формирует резко негативное отношение: враг не должен кричать.

Учителя начинают писать родителям, призывая их предпринять адекватные меры к сыну. И законные представители добросовестно выполняют наказ педагога, учат отпрыска воспитанности, спокойному поведению в школе. Но усилия оказываются тщетными: ситуация повторяется вновь с переменой игры. Теперь мальчик играет в «казаки-разбойники», причем не только на переменах, но и во время учебного процесса. В запущенных случаях ребенок неуправляемый, он не слышит замечания учителей и сверстников. Родители выражают беспокойство, если ситуация накаляется до предела: отпрыск начинает истерить, выражает несогласия с каждодневным походом в школу. На приеме у врача ему ставится диагноз синдром дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания: признаки раннего возраста

В раннем возрасте опытные родители могут заподозрить, что с их чадом что-то не так. До 5 лет патология распознается по следующим симптомам:

  1. Ребенок начинает рано ходить. Сейчас этот факт у многих родителей вызывает умиление, неподдельную гордость. Но природу не обманешь: все происходит в свое время. Ранее физическое развитие может говорить о начале синдрома дефицита внимания. С младенчества малыш проявляет активность: ползает, издает воинственные звуки, пытается встать на ножки, падает, плачет. И все повторяется по кругу.

  2. Маленький ребенок не спит днем, его ночной отдых сокращен до минимума.

  3. При усталости ребенок не засыпает, а наоборот – проявляет чрезмерную активность, истерит.

  4. Дети с синдромом дефицита внимания не любят посторонних в доме, смены обстановки. Все эти факторы вызывают у них страх, следствием которого выступает громкий плач. Истеричное состояние продолжается до устранения тревожащих их факторов.

  5. С игрушками ребенок обращается небрежно, бросает их на пол, проявляя симптомы агрессии. Больше они его не интересуют. В магазине он жестом, взглядом, голосом – в зависимости от возраста, требует нового мишку, дельфинчика, куклу и т. п. Если желание не будет исполнено, настроение ребенка будет испорчено на долгое время и выплеснуто на окружающих.

Родителям сложно понять – поведение отпрыска связано с беспокойством и чрезмерной активностью, либо это первые симптомы дефицита внимания. Для устранения подозрения, излишнего беспокойства родителям лучше обратиться к специалистам клиники Взаимопомощь. Опытные врачи с примут малыша, проявляя тактичность и учитывая все особенности возраста маленького пациента, тщательно его обследуют на наличие патологии.

Синдром дефицита внимания часто сопровождается физиологическими нарушениями: об этом необходимо знать родителям. И основной удар берет на себя ЖКТ: ребенок испытывает проблемы с пищеварительной системой, страдает поносами. Это следствие чрезмерной регуляции функции кишечника вегетативной нервной системой. Дети также склонны к возникновению аллергических реакций.

Синдром дефицита внимания: признаки младшего школьного возраста

При отсутствии адекватной медицинской помощи ребенок чрезмерно активно проявляет себя в коллективе. Наблюдаются следующие симптомы:

  1. Сложность с концентрации внимания на уроке. Как следствие – отставание от материала, который преподает учитель. Ребенок не в состоянии разделить главное от второстепенного, понять суть, о чем говорить наставник. Он постоянно ерзает, что-то кидает, берет чужие вещи, которые с криком отдает обратно. Его внимание рассредоточено на происходящем вокруг, но только не на уроке.

  2. Ярко выраженная цикличность внимания. Если дошкольник в детском саду уделяет изготовлению открыток маме на 8 Марта 2 минуты, потом теряет к занятию интерес, то школьник может продержаться чуть больше: до 10 минут. Потом уходит от уже неинтересного занятия: примерно столько же времени дается нервной системе на восстановление, ребенок занимается своими делами, не обращая внимания на замечания учителя. Со стороны кажется, что обращения педагога, специально им игнорируются. Но это не так: все это связано с патологией и нарушениями в работе нервной системы. Потом ребенок снова приступает к изучению какого-либо предмета, как и дошкольник доделывает открытку. Понятно, что через 10 минут ситуация повторится вновь.

  3. Гиперактивность. За минуту ребенок совершает огромное количество телодвижений. Его мимика развита, тон голоса повышен. Ребенок возбужден: во время перемены он не сидит на месте. С группой единомышленников он носится по коридорам. Если под руку попадается какая-либо вещь, ей всегда находится применение в играх. Часто они не так безобидны, как кажется, вполне вероятно получение травмы. Педагогам следует быть особенно внимательными, если им достался класс с гиперактивными детьми.


 

Важно! Доказано, что у детей с синдромом дефицита внимания активность стимулирует зоны мозга, которые отвечает за мышление и самоконтроль. Пока ребенок досаждает взрослым своей активностью, его мозг развивается. В коре головного мозга устанавливаются нейронные связи, которые призваны усовершенствовать работу нервной системы.

  1. Импульсивность. Одна из основных проблем состоит в том, что ребенок руководствуется только собственными желаниями. Он действует, исходя из первых побуждений, ничего заранее не обдумывая и не планируя. Ситуации, в которых он может сидеть спокойно, почти не существует. Авторитеты для него смыты: по этой причине таких детей не любят ни в саду, ни в школе. Большинство педагогов не подозревает, что у ученика психическое расстройство. Игнорирование им требований они принимают за невоспитанность, хамство, нежелание подчиняться распорядку дня, установленному учебными заведениями.

  2. Неспособность ждать, стоять в очереди. Ребенку необходимо получить все и сразу. Он может отталкивать сверстников в школьной столовой от кассы, где все дети покупает сладости. Он кричит, возмущается, его лицо краснеет. Чаще всего, неспокойных детей пропускают вперед чтобы не нарваться на неприятности.

  3. Наличие эмоциональной нестабильности. Ребенок смеется, но через насколько минут он может заплакать. Кроме того, в некоторых ситуациях дети с синдромом дефицита внимания проявляют агрессию по отношению к сверстникам. Завязывается драка, результаты которой не приносят ничего хорошего, ведут к конфликтам между родителями.

  4. Игнорирование источника опасности. Ребенок с дефицитом внимания просто его не ощущает. Он может спокойно забраться на шкаф и прыгнуть с большой высоты. В школе залезть на окно и приветственно кричать проходящим мимо людям и учителям. Это опасно для жизни.

Симптомы патологии связаны с нарушениями в работе нервной системы. Чрезмерная двигательная активность, кривляния, подвижная мимика защищают ребенка от непосильного для него объема информации, которая поступает к нему извне.

Синдром дефицита внимания: дополнительные признаки патологии

Описанный синдром, связанный с дефицитом внимания, приводит к большим трудностям в обучении. Например, ученик с трудом пишет и читает. Он не в состоянии воспроизвести отдельные буквы, слоги. Неспособность считать может быть, как отдельным признаком синдрома дефицита внимания, так и сопровождать отставание по русскому и литературе.

У больного наблюдаются сложности в общении со сверстниками. Чрезмерная активность, во многих ситуациях – и агрессия, пугает ребят, заставляя отодвигаться от ученика, который так и норовит ударить пеналом, линейкой или чем-то другим, попавшим под руку. Постоянные выкрики во время уроков у детей от 8 лет создают твердую убежденность в том, что с их одноклассником что-то не так. Дети пугливы, бояться нестандартного проявления поведения. Они просто не общаются со странным и шумным, на их взгляд, человеком.

Дети с дефицитом внимания отстают в эмоциональном развитии. Ребенок 10 лет может заплакать на уроке, требуя какую-либо вещь, которая, по его мнению, жизненно ему необходима. Он ведет себя, как ребенок 5 лет, при этом не испытывает никакого неудобства, беспокойства, угрызений совести. Исследованиями доказано, что у детей с синдромом дефицита внимания, отставание в эмоциональном развитии достаточно серьезное. Например, ребенок 10 лет ведет себя как первоклассник, который только пошли в школу.

Опасность для больного, страдающего психической патологией, заключается в том, что при игнорировании лечения, у него формируется негативная самооценка. И это явление носит стойкий характер, так как каждый день он слышит упреки, окрики, чувствует непонимание со стороны сверстников. Ученику ставят в пример отличников, а также детей, которые спокойно себя ведут и не причиняют проблем учителям. Большой объем критики, претензий, окриков дает установку на то, что он не как другие, а намного хуже. Ребенок начинает себя ощущать никчемным, неудобным, ненужным, конфликтным, глупым. Это может также сформировать чувство ненависти по отношению к окружающим его людям. И по мере взросления это ощущение никуда не уходит. В худшем случае, оно прогрессирует. В этом случае подросток попадает в плохие компании, которые учат его преступной жизни.

Работа с ребенком, который страдает дефицитом внимания, должна быть направлена на устранение нарушений психики, построении доверительного контакта с маленьким пациентом. Кроме того, необходима полноценная работа с его родителями, которые не могут понять, что синдром дефицита внимания – это не новомодная болезнь, придуманная психиатрами, а серьезная патология, последствия которой могут проявиться в более взрослом возрасте.

При наличии проблемы, чрезмерной активности и возбудимости ребенка, специалисты клиники Взаимопомощь готовы оказать ему и родителям полноценную медицинскую помощь. При возникновении сомнений, что с малышом что-то не так, можно обратиться за подробными разъяснениями к нашим специалистам, выбрав удобное время для приема.